Главная
Биография
Хронология жизни
Премии и награды
Личная жизнь и семья
Друзья
Произведения
Постановки
Интервью
Интересные факты
Цитаты
Фотографии
Фильмы и передачи
Публикации
Разное
Группа ВКонтакте
Статьи

Мумиё

За последние годы интерес к этому снадобью, издавна известному, возрос необычайно. В середине пятидесятых годов известный ташкентский ученый А. Шакиров обнаружил в горах коричневатые натеки, которые местные жители применяли для лечения разнообразных заболеваний. Было высказано предположение, что найденное вещество представляет собой аналог загадочного мумиё древних египтян и врачевателей Древнего Востока.

Сообщение об этой находке вызвало повальное увлечение исследованием вещества, его антибактериального действия и других лечебных свойств. Были выполнены сотни анализов, спектральных определений. Коричневые корочки пробовали на вкус, на зуб, мяли, нюхали, поджигали, пытались употреблять для лечения переломов, ушибов, ссадин и даже внутренних заболеваний.

Что же такое мумиё, какие эволюции претерпело это понятие?

Изначально греческое слово «мумиё» было производным от слова «мумия», а само вещество добывалось действительно из мумий. В фармакопее восточной медицины «Тухфатул мумии» («Подарок правоверным»), составленной Мухаммедом Мумином, есть описание загадочного средства. Ссылаясь на это произведение, А. Шакиров пишет: «В древние времена было принято мумифицировать трупы. Тело усопшего человека обрабатывали медом, смолой, дегтем и другими веществами, после чего оно хранилось нетленно в течение многих веков. Впоследствии могилы иногда обнажались, мумифицированные трупы оказывались на поверхности земли, и невежественные люди принимали останки за подлинное мумиё. Такое снадобье иногда может быть полезным при переломах и травмах, принимать его внутрь ни в коем случае нельзя...»

Считалось, что мумификация возможна при употреблении бальзама (смолы особого дерева жарких стран), и бальзам с течением веков превращается в мистическое мумиё. Но ведь будущие мумии обрабатывались не только бальзамом, но и другими веществами, в том числе медом. У разных народов, в разных странах были свои рецепты мумифицирования, и уже только по этой причине и трупное мумиё может обладать разными свойствами.

В 1564 году Гий де ля Фонтен, придворный врач короля Наварры, побывал в Египте и увидел в Александрии коллекцию, содержащую 40 разновидностей мумиё, приготовленных из тел мертвых рабов. Их останки обрабатывались битумом и другими препаратами, высушивались на солнце и становились похожими на настоящие египетские мумии. Но древние лекари и жрецы рекомендовали это мумиё только для наружного употребления.

Эту двойственность мумиё знал и отметил в своих произведениях В. Шекспир. Зловещий хор ведьм в трагедии «Макбет» варит убийственное зелье, чтоб отразить кинжал. В свое варево они бросали, кроме прочих мерзостей, еще и мумиё, чтобы отравленный кинжал вернее сделал свое гнусное дело, если даже убийца промахнется и не попадет в сердце доверчивого супруга. Яд-мумиё довершит начатое злодейство.

Мать Отелло, отправляя сына в наемную армию венецианцев, одарила его платком, у которого

Волшебная таинственная ткань окрашена могильной краской мумий.

Дездемона утеряла не простой платок, а своеобразный индивидуальный перевязочный пакет на случай ранения, но на эту деталь литературоведы не обратили внимания. Дело тут не только в ревности: Отелло не может идти в бой, не имея под рукой перевязочного материала, пропитанного лечебным препаратом, помогающим сращивать кости и заживлять раны. Может быть, он не только ревнует, но и немного трусит?

Во времена Шекспира и задолго до него было широко известно, как проверить качество мумиё и отличить его от подделки. Для этого рекомендовалось ломать ногу курице и забинтовать ее полотном, смоченном соком мумиё: нога должна срастись за три четверти суток, в крайнем случае через сутки. Отелло тоже, вероятно, знал этот рецепт, а уж мать его наверняка знала, иначе зачем бы она пропитывала платок снадобьем?

Рекомендуем:

Если вам понадобился качественный бордюр дорожный оптом, но при этом вы не знаете, где и по какой стоимости их можно заказать, то вам готова помочь компания «ПКФ СтройГрупп». Мы предлагаем своим клиентам высококачественную продукцию по выгодной цене. Для вашего удобства мы подготовили интерактивный портал, на котором вы сможете ознакомиться с подробным описанием продукции, а также с техническими характеристиками. Все возникшие вопросы вы можете обсудить непосредственно с нашими специалистами.

Считается, что во всех разновидностях этого вещества есть одно общее свойство: они содержат углерод органического происхождения, и, следовательно, по отношению изотопов углерода можно вычислить время образования мумиё. По определениям ученых, встречаются образцы с возрастом от 200 до 2000 лет.

Происхождение мумиё все еще остается непонятным. Изучают это вещество во многих клиниках и научных лабораториях страны, публикуются десятки статей, существует множество гипотез. Бируни сравнивает мумиё с амброй и другими ароматическими смолами. Ценность его состоит в том, как говорит древний ученый, что оно пригодно «для оказания помощи тому, у кого в теле сломается какая-нибудь кость».

По другой версии мумиё — это водный воск, и его получают, фильтруя воду горного потока; вода уходит, а воск остается. Есть мнение, что это окаменевший воск диких пчел. А еще как будто бы в Индийском море есть рыбка, так вот ее растопленный жир после растирания в глиняном горшке тоже становится мумиё.

Современные химики-аналитики считают мумиё продуктом менее романтическим и низводят его до обыкновеннейшего продукта жизнедеятельности лишайников. Его некоторые лечебные свойства связаны с тем, считают они, что лишайники, так же как и грибы или плесень, содержат физиологически активные вещества вроде пенициллина, и эти вещества переходят в мумиё. Некоторые ученые утверждают, что мумиё — это экскременты самых различных животных, среди которых на первом месте стоят летучие мыши и мыши-сеноставки.

Есть одно общее для всех сортов мумиё условие образования — недостаточность влаги. В воде это вещество хорошо растворяется (от 40 до 100 процентов). Его чаще всего находят в нишах, кавернах, под сводами пещер, нависающими скалами — словом, всюду, куда дождевой или грунтовой воде нет доступа. Мумиё всегда имеет натечную структуру, такую же, как сталактиты и сталагмиты в пещерах.

Второй общий момент — это образование вещества близ карбонатных пород. Наличие извести в мумиё играет немалую роль при лечении костей. По сути дела, это смесь органических веществ с карбонатом кальция.

Различаются ли между собой мумиё и бальзам? Что известно об этом? В «Каноне врачебной науки» Авиценны оба эти лекарственные снадобья упоминаются раздельно, без всякой связи одного с другим. Древний ученый, говоря о мумиё, рекомендовал применять его в смесях с соками, ртутью, маслом и в отварах, считал, что оно помогает при самых разнообразных болезнях. Однако современная медицина не разделяет столь высокой оценки свойств этого вещества. Считать его панацеей от всех недугов было бы недопустимой ошибкой. Что проще: имей только одно это лекарство и можно закрывать все аптеки.

Можно проследить, как уже в первом тысячелетии понятия «бальзам» и «мумиё» совместились, стали идентичными. Бальзамом стали называть очищенное мумиё, переведенное в раствор по особым рецептам. Иногда в него добавляли вино или мумиё растворяли в вине. В древнем эпосе, пересказанном Фирдоуси в книге «Шах-Наме», говорится, как в бою Рустам из рода Тахамтанов ударил ножом своего сына Саххама. Сына может спасти только бальзам. И Рустам просит своего повелителя Кавуса дать ему это лекарство.

...У шаха — это всем известно нам —
Хранится чудодейственный бальзам.
Врачует он своею силой,
Даруя жизнь стоящим над могилой.

Так пусть же царь бальзама мне нальет В кувшин с вином — и поскорей пришлет.

Ну, а что же представляет собой настоящий бальзам? Это смола-живица особого сорта дерева, которое, если верить древним, произрастало лишь в Египте или Палестине и только в одном районе. Существовало мнение, что янтарь — это окаменевшая в морской воде смола бальзамового дерева. И верно, многие лекарственные свойства янтаря и бальзама сходны.

Родная сестра бальзама — живица сосны. Она участвует как компонент во многих лекарствах. Способность смол и масел, добываемых из плодов хвойных деревьев, — мумифицировать трупы замечена давно, с тех пор как человек увидел насекомых в янтаре. Охотники сибирской тайги знают, что труп кедровки долго не подвергается гниению, и справедливо полагают, что причиной этого служит пища: маслянистые и смолистые орехи кедра мумифицируют птицу еще при жизни.

Применение различных смол и масел известно у самых различных народов. В Индии для этих целей используется сандаловое дерево, у болгар — розовое масло, в Индонезии — кунжутовое масло.

Бальзамы и сейчас бытуют в фармакопеях, и в частности в российской, изданной в 1925 году (VII издание). Думается, что настала пора правильно расставить акценты и назвать вещи своими именами.

Бальзам — это смола или масло особого сорта дерева.

Мумия — это то, что остается от мумифицированного трупа за многие десятилетия и даже столетия его храпения в особых условиях, обеспечивающих нетленность.

Мум (горный воск) — это то, что находят в горах. Он не имеет никакого отношения ни к бальзаму, пи к мумиё — это особая органо-минеральная смесь сложного и неясного генезиса, нуждающаяся в тщательном изучении, классификации, клинической проверке лекарственных свойств. Этот мум ошибочно и называют мумиё.

В названиях препаратов для мумифицирования, а также и для лечения в языках разных народов проглядывает способ образования веществ, которое А. Шакиров считает аналогом мумиё. Вот образчики таких названий: арабское — аракул-джибол (горный пот); бирманское — као-туи (кровь гор); монгольское — бракшаун (горное переваренное, помет); древнеперсидское — мумийа (горный воск); тибетское — бараг (сок скал); узбекское — ассиль-мумиё (воск горный, наилучший); на языке ханза — саладжит (горный мед); таджикское — зогх (горный воск). Говоря о мумиё как о лекарстве, всегда следует иметь в виду совет Омара Хайяма:

Общаясь с дураком, не оберешься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама.

Как современная советская медицина относится к мумиё? Во-первых, отметим, что в справочниках и рецептурниках такого лекарства нет. Во-вторых, исследование мумиё разрешено, лучше сказать — поручено только нескольким наиболее квалифицированным и авторитетным клиникам. В 1965 году Министерство здравоохранения Таджикской ССР и Таджикский медицинский институт имени Абу Али Ибн Сины (Авиценны) проводили специальный симпозиум по экспериментальному изучению мумиё и опубликовали материалы этого симпозиума. В решении его подчеркнуто, что нет единого понимания того, что же представляет собой мумиё, нет четких доказательств и показаний по его применению. ~

Длительное и достаточно пристальное изучение в ряде научно-исследовательских медицинских учреждений показало, что состав физиологически активных веществ мумиё непостоянен и реакция на его введение в организм также различна. Эти причины явились достаточным основанием фармакологическому комитету Минздрава СССР о запрещении клинического применения вещества. Изучение мумиё в научно-исследовательских учреждениях страны продолжается.

Мумиё


Яндекс.Метрика Главная Обратная связь Ссылки

© 2024 Гарсиа Маркес.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.